Корзина
Товаров: 0
На сумму: 0
О магазине Доставка Оплата Авторы Статьи [вход]   [регистрация]
Буддийский интернет-магазин                                   —
это книги по буддизму, тексты практик, буддийские танки,
предметы для буддийского алтаря и практики,
тибетские и гималайские благовония.
ШАНТАРАКШИТА
.

Шантаракшита - крупнейший буддийский философ Индии и учитель VIII века, настоятель монастыря-университета Наланда. Он родился в царской семье в Западной Бенгалии, и умер в Тибете, примерно в 791 г.

Шантаракшита — один из основоположенников буддизма в Тибете, куда Шантаракшита прибыл по приглашению царя Трисонга Дэцена для распространения Дхармы Будды, мадхьямики и йогачары. За свой огромный вклад в развитие буддизма в Стране Снегов, он получил почетный титул Ачарья-бодхисаттва (Учитель-бодхисаттва).

Шантаракшита, Гуру Падмасамбхава и царь Тибета Трисонг Дэцен, как гласит традиция, были в прошлых своих воплощениях братьями, давшими обет способствовать развитию Учения Будды в Тибете перед Буддой Кашьяпой, когда они строили ступу. Вместе с Гуру Падмасамбхавой Шантаракшита помнил данное ранее обещание. Они вдвоем считаются основателями наиболее ранней буддийской традиции Тибета, которая много позже получила название Ньингма или «Старая школа переводов».

В «Синей Летописи» Гой-лоцапы (переводчика) Шоннупэла упоминается история начала правления Трисонг Децэна, когда могущественный министр Машанг, последователь религии Бон, пользуясь юным возрастом нового царя, стал уничтожать буддизм в Тибете. Китайские буддийские ламы и монахи из Рамоче, которых в тибете называли «хошаны» были отправлены обратно в Китай, но старший из них при сборах случайно забыл свой башмак и сказал: «Учение снова вернется в Тибет». Так и произошло.

Буддизм уже начал укореняться в Тибете, у него появились сторонники и защитники, которые сумели помочь юному царю победить министров, укрепить царскую власть и буддизм в стране. На стороне царя были Гой Тисанг, Шанг Ньямсанг, Ба Сэнгши, Ба Сэнанг и другие. Два последних - Сэнгши и Сэнанг - при Тиде Цугтене были посланы в Китай на обучение Дхарме, и вернулись в Тибет с буддийскими текстами и в сопровождении китайских буддийских монахов. Вернувшись, Сэнанг возвел два монастыря в верхнем Цанге, а затем отправился в Непал, чтобы пригласить в Тибет самого Шантаракшиту.

Шантаракшита стал основателем первых тибетских буддийских монастырей, вместе с Гуру Падмасамбхавой, прежде всего — монастря Самье недалеко от Лхасы. Шантаракшита являлся первым настоятелем монастыря Самье. Он впервые в истории Тибета посвятил в монахи нескольких тибетцев из знатных кланов, в соответствии с правилами винаи муласарвастивадинов. Первыми стали семь знатных тибетцев, которых называли с тех пор «Семь мужей испытания», или «Семеро избранных». Шантаракшита организовал в Тибете работу по переводу на тибетский язык индийских буддийских текстов. И в то же время Шантарашита столкнулся там с целым рядом трудностей и препятствий, поскольку классическая Махаяна, которую он представлял, с трудом воспринималась в то время неискушенными в философских и этических тонкостях тибетцами — в те времена народом воинственным и неукротимым. Кроме того, были более тонкие помехи, связанные со спецификой перевода на тибетский язык Учения Будды.

В свой первый визит в Тибет Шантаракшита еще не владел тибетским языком, во время проповеди для Царя и его министров ему помогал кашмирский переводчик Ананта. Речь Шантаракшиты была выслушана с должным вниманием, но ее содержание оказалось трудным для понимания тибетцев, практически не знакомых с буддийской терминологией. Возникли трудности с переводом, так как на тот момент основные понятия буддийской философии не имели адекватных лингвистических аналогов в тибетском языке. Таким образом, переводчик оказался перел очень трудной задачей, часто не находя тибетских слов, которые бы строго подходили по смыслу буддийским понятиям. В течение четырех месяцев Шантаракшита жил в царском дворце, разъясняя основы Учения Будды царю Трисонгу Децэну и придворным министрам. И только когда он посетил Тибет во второй раз, его изложение учения стала уже полностью понятна и возымела успех, Шантаракшита стал духовным наставником царя Трисонга Дэцена.

В то же время в распространении буддизма Шантаракшите мешали бонские жрецы и шаманы, при каждой буре и грозе ссылавшиеся на волю богов Тибета. В конце концов Шантаракшита посоветовал Трисонгу Децэну пригласить в Тибет тантрического йогина и чудотворца Падмасамбхаву из Уддияны. Вместе им удалось заложить основы для развития буддизма Махаяны и Ваджраяны в Тибете, который с течением веков превратился в мощный центр развития мирового буддизма, сменив через несколько веков в этой роли Индию.

Шантаракшита — автор монументального труда — энциклопедии полемической индийской философии «Таттва-санграха», или «Собрание сущностных проблем». Этот его главный монускрипт сохранился на санскрите вместе с толкованием Камалашилы. Шантаракшита создал целый ряд других сочинений по мадхьямике, эпистемологии и тантре. В тибетском буддийском каноне Тенгьюре есть переводы 11 его трудов различного содержания: от тантрических гимнов и комментариев на сочинения по тантре до трактатов по буддийской логике. Благодаря энциклопедии «Таттва-санграха», а также другой знаменитой работе — «Мадхьямака-аланкара» («Украшение срединности») с автокомментарием имя Шантаракшиты вошло в мировую историю философии.

Он считается одним из великих индийских мыслителей, а в Тибете его вклад в буддийскую сокровищницу мудрости высоко ценится всеми традициями и школами, его величают «одним из четырех Солнц, воссиявших светом истинного Учения над Страной Снегов».

Его главным учеником, комментатором большинства трудов и продолжателем распространения Учения Будды в Тибете стал Камалашила.

По материалам сайта: В Буддизме.

КНИГИ АВТОРА
 
 
Copyright 2018 © kurukullashop.ru Интернет-магазин буддийских товаров Курукулла
При копировании материалов с сайта kurukullashop.ru ссылка на источник обязательна