Гендун Чопел, считавшийся перерождением высокого ламы (предположительно Другпа Кунле), снял монашеские обеты еще в до-китайское время и жестко критиковал закостенелость тибетского общества. Талантливый историк и политолог, он оказался изгоем в своей собственной стране, которая увидела в его критике лишь безразмерно раздувшееся «эго». Пройдя тюремное заключение, Гендун Чопел не нашел в себе достаточных сил, чтобы нести "крест еретика" дальше и полностью утратил веру. Впрочем, поговаривали, что он утратил ее еще раньше — путешествуя по Индии. Вполне возможно, что в утрате веры сыграло его близкое знакомство с чувственной стороной индийской Камасутры, выродившееся позже в трактат «Тибетское искусство любви».
Трагической жизни Гендуна Чопела посвящен фильм «Разгневанный монах».